Методическая копилка

Единый информационный образовательный ресурс

https://eior.by

Задача данного ресурса – оказать помощь в изучении учебного материала по учебным предметам. Ресурсом можно воспользоваться также для совершенствования знаний и умений по отдельным темам.

свернуть

Педагогическая IT-мозаика

Для педагогов Минской области ежегодно проходит конкурс «Педагогическая IТ-мозаика».

В 2021/2022 учебном году участие в конкурсе приняла учитель истории Мороз Александра Витальевна, создав и внедрив в образовательный процесс проекта "Соты".

https://drive.google.com/drive/folders/1-M1oZfEGOHw0Ei-V3mPqv2XdRHlp8nEv

Цель проекта: обеспечение информационной-методической помощи педагогам в условиях современной образовательной среды.

Задачи:

1.          систематизация сервисов и приложений с целью повышения эффективности образовательного процесса;

2.          расширение информационного пространства образовательного процесса;

3.          создание условий для мотивации учащихся к активной деятельности, раскрытию их творческого потенциала, коммуникации и сотрудничеству;

4.          формирование навыков культурного и безопасного поведения в сети Интернет.

Структура и краткое содержание конкурсного проекта:

«Соты» — путеводитель в области образовательных сайтов и приложений, который позволит каждому педагогу сделать свой выбор исходя из личных предпочтений, целей и задач урока. Данные сервисы позволяют всё делать онлайн, имеют низкий порог входа, с ними сможет разобраться даже ученик, не обладая особыми навыками и знаниями.

«Соты» разделены на 2 блока:

1.       Предметные ячейки (Физика, Химия, Математика, Информатика, Иностранные языки, Искусство, История, География, Биология, Русский язык и литература, Белорусский язык и литература)

2.       Ячейки-помощники (Белорусские сервисы, Онлайн-доски, Конструкторы, Тесты, Презентации, Визуализация, Разное).

В каждой ячейке размещены: название сервиса, его иконка и QR-код. Количество сервисов в образовательном путеводителе-125.

Для того, чтобы воспользоваться сайтом или приложением, нужно запустить программу для сканирования кода или открыть камеру, навести объектив на код и перейти по ссылке.

Практическая значимость: образовательный путеводитель «Соты», в котором собраны наиболее значимые сервисы и приложения, которые

наполняют учебный процесс новым содержанием. «Соты» являются отличным помощником педагогам при подготовке к урокам, факультативным, стимулирующим и поддерживающим занятиям, а также самостоятельной работе учащихся.

Содержание

Общепринятой и единой классификации сервисов и приложений на сегодняшний день не существует. Это объясняется, в первую очередь тем, что их число постоянно растет, появляются новые сервисы с новыми возможностями. Множество сервисов не всегда бесплатные, со сложным интерфейсом. Поэтому в путеводителе «Соты» собраны сервисы с низким порогом входа и классифицированы по ячейкам исходя из предмета и их функциональных возможностей.

Образовательный путеводитель «Соты» отличает несколько общих

черт:

1.    Простота использования. Сервисы отличает интуитивное понятие и принятие.

2.    Доступность и надёжность. Все сервисы имеют штатную службу поддержки высокой квалификации, задача которой обеспечить стабильную и непрерывную работу сервиса.

3.    Возможность создавать собственный контент как индивидуально, так и коллективно. Подразумевается как совместная работа над документами, так и система комментирования, выражения симпатий, благодарностей и т.п.

4.    Возможность использовать собранный материал оффлайн и/или онлайн. Сервисы позволяют создавать оффлайн-версии проектов либо позволяют создавать код для интеграции проектов с внешними сервисами и средами.

«Соты» —   путеводитель   в   области   образовательных   сайтов   и

приложений, который позволит каждому педагогу сделать свой выбор исходя из личных предпочтений, целей и задач урока. Данные сервисы позволяют всё делать онлайн, имеют низкий порог входа, с ними сможет разобраться даже ученик, не обладая особыми навыками и знаниями.

«Соты» разделены на 2 блока:

  1. Предметные ячейки (Физика, Химия, Математика, Информатика, Иностранные языки, Искусство, История, География, Биология, Русский язык и литература, Белорусский язык и литература)
  2. Ячейки-помощники (Белорусские сервисы, Онлайн-доски, Конструкторы, Тесты, Презентации, Визуализация, Разное).

В каждой ячейке размещены: название сервиса, его иконка и QR-код.

    

Количество сервисов в образовательном путеводителе-125.

Для того, чтобы воспользоваться сайтом или приложением, нужно запустить программу для сканирования кода или открыть камеру, навести объектив на код и перейти по ссылке.

С чего начать?

Шаг 1. После сканирования QR-кода предстоит с знакомство с возможностями сервисов. Цель такого знакомства – отобрать из существующих сервисов те, которые позволят нам эффективно решить поставленные задачи. В образовательном путеводителе «Соты» представлены

125 бесплатных сайтов и приложений, что позволяет каждому учителю сделать выбор, исходя из личных предпочтений, целей и задач урока.

Шаг 2. Освоение сервиса. Прежде чем рекомендовать тот или иной инструмент учащимся, учителю следует освоить его базовые возможности (знать назначение всех элементов интерфейса, уметь создавать объекты с помощью инструментов сервиса, предоставлять к ним доступ, вносить изменения). Хотя большинство ресурсов имеют интуитивно простой интерфейс, эта работа потребует значительных временных затрат (могут быть сложности с англоязычными ресурсами, необходимо оценить его дидактические возможности, операциональную доступность младшему школьнику и т.п.). Как правило, на YouTube (http://www.youtube.com/) можно найти пошаговые видеоинструкции по работе со многими сервисами. Да и поисковые системы (например, Google) могут оказать неоценимую помощь в поиске разнообразных инструкций.

Шаг 3. Организация сетевой работы учащихся. Алгоритм организации совместной работы с сайтами и приложениями достаточно прост:сканируем QR-код из образовательного путеводителя «Соты», приглашаем других пользователей к работе, определяем уровень их ответственности. Как проще всего познакомить учащихся с сервисом? Конечно же, поставить их в ситуацию, когда надо выполнить при помощи сервиса задание. Но для этого учитель проделывает значительную подготовительную работу: создает информационный объект (шаблон презентации, текстового документа, таблицы, схемы и т.п.), который становится своеобразной точкой входа; определяет права доступа к нему (для всех, для группы учащихся); определяет степень самостоятельности и ответственности учащихся при работе с ресурсом (соавторы, комментаторы, читатели); определяет, какие инструкции надо дать учащимся, чтобы они смогли выполнить задание с помощью сервиса (лучше для этого подготовить раздаточный материал). Не нужно забывать, что, какими бы свойствами ни обладало то или иное средство обучения первичны дидактические задачи, особенности познавательной деятельности, обусловленные определенными целями образования. Интернет со всеми своими возможностями и сервисами – средство реализации этих целей и задач. Отличаясь высокой степенью интерактивности, Интернет – технологии создают уникальную учебнопознавательную среду, которая гибко приспосабливается к образовательным потребностям и возможностям учащегося.

Использование образовательного путеводителя «Соты»:

1.           Подготовка к занятиям (планирование учебных занятий, поиск учебных и дидактических материалов, подготовка учебных

материалов, хранение учебных, дидактических материалов, распространение учебных материалов;

2.          Обучение (проведение аудиторных занятий в урочной и внеурочной деятельности (видеоматериалы, презентации, видеоконференции), организация совместной работы для группы учеников, внеаудиторная работа учеников (блогосервисы, социальные сети, микроблоги), информационное обеспечение учебного процесса;

3.           Оценка и контроль знаний (подготовка и проведение контрольных мероприятий, сервисы тестирования, организация приема и проверки работ);

4.           Факультативные, стимулирующие и поддерживающие занятия;

5.           Учебно-исследовательская деятельность;

6.           Воспитательная работа.

Образовательные результаты проекта «Соты» строится по следующим линиям:

1.       Работа с информацией:

-    работа по содержательному наполнению ресурса (совместное написание и редактирование информации);

-  содержательное развитие ресурса (комментирование, расширение и дополнение информации, конкретизация информации);

-  анализ и интерпретация данных (сбор данных с разных ресурсов, их обработка, формулирование выводов, построение графиков, диаграмм, схем и принятие решения на основе их анализа);

-  совместное использование данных;

-  совместный поиск и хранение информации

2.       Освоение норм сетевого общения и сотрудничества:

-   усвоение норм сотрудничества (открытость, обмен информацией, работа в разных командах, гибкость, готовность помогать, умение принимать на себя часть ответственности за совместную работу и ценить личный вклад каждого и др.);

3.       Формирование пользовательской культуры:

-    умение обрабатывать и представлять информацию в цифровом формате,

-  умение быстро ориентироваться в интерфейсе сервиса,

-  умение оценивать достоверность информации,

-  соблюдение авторских прав при представлении информации;

-  умение выбирать сервис для решения поставленной задачи;

  1. Анализ и осознание процесса обучения:
  • определение целей предстоящей деятельности;
  • планирование предстоящей работы;
  • обдумывание стратегии выполнения задания;
  • поиск помощи эффективным способом;
  • оценивание продуктов деятельности, знаний.

 

Инструкции по работе с многими сервисами можно найти на данном сайте:

https://www.sites.google.com/site/badanovweb2/

свернуть

Анализ урока

Педагогический анализ урока

 

                                                       От повседневного совершенствования урока,                                                          

                    осуществляемого благодаря вдумчивому анализу руководителей, зависит культура всего педагогического процесса в школе.

В.А.Сухомлинский

 

На данный момент в педагогической науке нет единого подхода к классификации типов и видов анализа урока. Чаще всего выделяют следующие типы анализа:

  • краткий анализ — проводится сразу после урока и не является окончательным. Он дает начало другому анализу. Наблюдая урок, анализирующий оценивает выполнение поставленной цели урока и сопоставляет задачи и полученный результат с прогнозируемым. Отражает основные дидактические категории, с целью общей оценки его качества;
  • полный анализ — проводится с целью контроля за качеством организации образовательного процесса, для изучения стиля деятельности учителя, опыта его работы. Полный анализ может быть осуществлен одновременно несколькими анализирующими или является суммой обобщенных выводов по всем аспектам урока. Проводится при аттестации педагога, при обобщении педагогического опыта, конфликтной ситуации с педагогом.
  • комплексный анализ - это одновременный анализ дидактических, психологических и других основ урока (чаще всего системы уроков). Применяется чаще при анализе нескольких уроков по одной теме, а также для обучения специалистов.
  • структурный анализ — является основой для всех анализов и проводится вслед за кратким. Он определяет логическую последовательность и взаимосвязь структурных элементов урока и выделяет доминирующие этапы урока. Выявление и оценка доминирующих структур (элементов) урока, их целесообразность, обеспечивающая развитие познавательных особенностей учащихся. В традиционной организации урока имеются определенные этапы. Поэтому возможно его называют этапный анализ. Тогда процедурная сторона анализа включается в разложении урока на составляющие компоненты и в поочередном их разборе. Сторонники поэтапного анализа или придерживаются его схемы, или, чувствуя несовершенство этой методики, вносят в нее некоторые уточнения и добавления:  как опрашиваются ученики (проверка домашних заданий, опрос, учет знаний); объяснения учителя (содержание, методы, активность учащихся); воспитательные моменты на уроке; эффективность и разнообразие форм закрепления и самостоятельной работы учащихся; применение  наглядных  пособий  и  технических  средств  обучения; задание на  дом. Эта модель является наиболее распространенной. Поэтому и обучение педагогическому анализу обычно начинается с нее. Но поэтапный анализ в ряде случаев оказывается недостаточно эффективным, так как рассматривает структуру, а не внутреннюю логику процесса. С появлением уроков, структура которых была поставлена в зависимость от их внутренней логики, возможности использования поэтапного анализа уменьшились.
  •  аспектный - используется при необходимости более глубокого рассмотрения какой-то одной стороны урока с целью выявления недостатков или установления эффективности отдельных приемов деятельности учителя. Главное внимание уделяется анализу одного из аспектов урока. Это, например, оценка правильности определения целей и задач урока; рациональности структурного построения урока и целесообразности распределения времени на его элементы; правильности отбора содержания учебного материала; оценка методов проведения урока; способов активизации познавательной деятельности учащихся; способов осуществления межпредметных  связей; объективности способов решения воспитательных задач; изучение методов применения наглядных пособий; содержания и организации самостоятельной работы учащихся, руководства ею; формирования у учащихся общеучебных умений и навыков самоконтроля; методики контроля и знаний, умений и навыков учащихся. Однако и при этой методике урок недостаточно рассматривается как целостное явление. Возникает противоречие: урок имеет определенную логику, но ни один из описанных видов анализа не позволяет его рассматривать как сложное целостное явление.

 

  • системный анализ - это рассмотрение урока как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи и одновременно решения развивающих и воспитательных задач урока, обеспечения формирования знаний, умений и навыков учащихся, усвоения ими способов учения. Системный анализ это совокупность взаимосвязанных процедур, используемых для изучения сложных проблем и объектов, представляющих собой целостные системы. Это  методика подготовки аналитического обоснования управленческих решений и целей.

      Каждый из данных типов анализа урока может иметь виды: дидактический, психологический, воспитательный, методический, организационный.

 

 

Теория, методика и технология системного анализа урока

(по  В.П. Симонову)

Основа педагогической практики − проведение и анализ уроков и внеурочных воспитательных мероприятий.

Основа системного анализа − это пять структурно-функциональных компонентов деятельного подхода:

  1. Оценка основных личностных качеств учителя.
  2. Оценка основных характеристик обучающихся данного класса.
  3. Оценка содержания совместной деятельности учителя и обучающихся в ходе урока.
  4. Оценка эффективности способов деятельности учителя и обучающихся в ходе урока.
  5. Оценка цели и результатов проведения урока с позиции эффективности основных действий учителя и обучающихся.

Основа данного подхода − определение урока: урок − это система воспитательно-образовательной и организационной деятельности учителя в единстве с учебно-познавательной деятельностью обучающихся, направленная на достижение цели и задач их общего (или специального) обучения, воспитания и развития в соответствии с государственным образовательным стандартом.Дадим описание компонентов деятельностного подхода:

  1. Оценка основных личностных качеств учителя (первого, ведущего субъекта деятельности и компонента урока как деятельностной системы):

1.   Знание предмета и общая эрудиция учителя в целом.

2.   Уровень его педагогического и методического мастерства.

3.  Культура речи: темп, дикция, интенсивность, образность, эмоциональность, общая и специфическая грамотность.

4.   Степень тактичности и демократичности взаимоотношений с обучающимися.

5.    Внешний вид педагога, мимика, жесты и культура поведения.

  1. Оценка основных характеристик обучающихся данного класса (второго субъекта деятельности и компонента урока как деятельностной системы):

1. Степень познавательной активности, творчества и самостоятельности обучающихся в ходе урока.

2.   Уровень общеучебных и специальных умений и навыков.

3.   Наличие и эффективность коллективных (групповых) форм работы на уроке.

4. Степень дисциплинированности, организованности и заинтересованности обучающихся в ходе урока.

  1. Оценка содержания совместной деятельности учителя и обучающихся в ходе урока(первого системообразующего фактора урока как деятельностной системы):

1. Научность, доступность и посильность изучаемого учебного материала, формируемых умений и навыков.

2. Актуальность содержания изучаемого материала и связь с жизнью (связь теории с практикой).

3. Степень новизны, проблемности и привлекательности учебного материала (получаемой обучающимися информации).

4. Оптимальность объёма, предложенного для усвоения материала.

  1. Оценка эффективности способов деятельности учителя и обучающихся в ходе урока(второго системообразующего фактора урока как деятельностной системы):

1. Рациональность и эффективность использования времени занятия, оптимальность его темпа, а также чередования и смены видов деятельности.

2.  Степень целесообразности и эффективности использования наглядности и ТСО в его ходе;

3. Рациональность и эффективность используемых методов и организационных форм работы.

4. Уровень обратной связи с обучающимися в ходе занятия.

5. Эффективность контроля за учебной деятельностью обучающихся и уровень требований, на котором проводилась оценка их знаний, умений и навыков.

6. Степень эстетического воздействия проводимого урока на учеников.

7. Степень соблюдения правил охраны труда и техники безопасности учителем и обучающимися в ходе урока.

  1. Оценка цели и результатов проведённого урока с позиций эффективности основных действий учителя и обучающихся (третьего системообразующего фактора урока как деятельностной системы):

1. Степень конкретности, чёткости и лаконичности формулировки цели урока.

2. Реальность, целесообразность, сложность и достижимость цели одновременно. 

3. Степень обучающего воздействия проведённого урока на учащихся (чему и в какой степени научились).

4. Степень воспитательного воздействия проведённого урока (что способствовало их воспитанию и в какой степени?).

5. Степень воздействия урока на развитие школьников (что способствовало и что препятствовало их развитию в ходе урока и в какой степени?).

 

Методики тестового аспектного анализа Селевко Г.К.)

Каждый тест представляет собой перечень важнейших ка­честв (сторон) урока, относящихся к какому-либо его аспекту (общепедагогическому, психологическому и т. д.). Эксперту предлагается дать оценку каждого явления, процесса, качества, результата, отмеченных в перечне. Оцениваются организация, уровень адекватности, степень проявления, выполнения, до­стижения данных сторон урока.

Оценка может быть как качественной, так и количествен­ной. 10 баллов соответствуют максимуму реализации данного качества, целей результатов, минимальное проявление или отсутствие — 1 балл,

Каждое качество урока, указанное в тесте, может анализироваться и оцениваться либо по отдельности, либо в составе группы близких качеств.

При необходимости может быть определена общая балльная оценка урока по данному аспекту (вычисляется средний балл по всем позициям). Это дает возможность сравнивать результаты различных учителей и групп.

Оценка качеств по тесту может производиться при наблю­дении во время или после посещения урока. Тесты не заменяют и не исключают методического отслеживания и разбора урока.

Предлагаются следующие виды аспектного анализа урока.

  1. Анализ воспитательных аспектов урока.
  2. Общедидактический анализ урока.
  3. Анализ урока с позиции формирования общеучебных умений и навыков.
  4. Анализ урока с позиции развития познавательной самостоятельности учащихся.

 

 

1. Анализ воспитательных аспектов урока

  1.  Мировоззренческая направленность:
  • Личность учителя (пример)
  • Оптимизм
  • Отношение к людям
  • Отношение к миру
  • Отношение к вещам

Учебный труд на уроке:

  • Рабочее место
  • Планирование
  • Активность
  • Самостоятельность
  • Прилежание
  • Уважение к истине

Воспитание дисциплины:

  • Воспитание учащихся
  • Соблюдение порядка
  • Ответственность
  • Умение слушать

Требования на уроке:

  • Тактичность, гибкость
  • Аргументированность

Требования, основанные:

— на доверии

— успехе

— интересе

Личностный подход на уроке:

  • Педагогическая любовь
  • Понимание детей
  • Приятие детей
  • Помощь детям
  • Оценивание детей

2. Общедидактический анализ урока

Цели:

  • Обучающие
  • Развивающие
  • Воспитывающие

Содержание:

  • Объем и структура материала
  • Актуализация опорных ЗУН
  • Изложение нового материала
  • Закрепление

Преподавание:

  • Проблемность
  • Доступность:
  • Наглядность и ТСО
  • Дифференцированный подход

Учение:

  • Работа в зоне ближайшего развития
  • Самостоятельность Творчество, поиск
  • Активность
  • Общеучебные умения

Контроль и оценка:

  • Проверка домашнего задания
  • Текущая обратная связь
  • Оценивание
  • Подведение итогов
  • Качество знаний учащихся
  • Качество способов умственной деятельности учащихся

 

3. Анализ урока с позиции формирования общеучебных умений и навыков

Планирование деятельности ученика:

  • Мотивация
  • Проблематизация
  • Осознание учебной задачи
  • Самостоятельность целеполагания
  • Умение планировать

Организация деятельности ученика:

  • Организация рабочего места
  • Наличие, использование средств
  • Оптимальность действий
  • Самодисциплина

Усвоение информации:

  • Управление вниманием
  • Запись, конспектирование
  • Работа с книгой, чтение
  • Работа с ТСО
  • Диалогические умения
  • Самостоятельность действий

 Формирование СУД (способов умственных действий):

  • Сравнение, анализ
  • Обобщение, синтез
  • Понятие, классификация
  • Суждение, умозаключение
  • Воображение, интуиция
  • Решение задач, проблем
  • Оценка и осмысливание ре­зультатов работы
  • Рефлексия
  • Самоконтроль
  • Взаимоконтроль
  • Этическая оценка
  • Эстетическая оценка

4. Анализ урока с позиции развития познавательной са­мостоятельности учащихся

Организация урока:

  • Структура
  • Мотивация (проблематизация)
  • Дозировка материала
  • Начало и конец

Общеучебные умения учащих­ся:

  • Планирование деятельности
  • Организация рабочего места
  • Самоконтроль
  • Самовоспитание

•  Самообразование («учись
учиться»)

  • Саморегуляция

Формирование СУД (способов умственных действий) учителем:

  • Сравнение
  • Обобщение
  • Понятие
  • Суждение
  • Рефлексия
  • Воображение Деятельность учащихся:
  • Репродукция
  • Самостоятельная работа
  • Применение знаний
  • Поиск
  • Творчество                   

Личностный подход учителя:

  • Положительное   стимулиро­вание
  • Формирование «Я-концепции»
  • Индивидуальный подход
  • Дифференцированный    под­ход
       

 

Аспектный анализ.

Организация познавательной деятельности учащихся на уроке.

 

1. Обеспечение  условий  для продуктивной  познавательной  работы:

а) обеспечение избирательности, осмысленности, целостности восприятия изучаемых предметов и явлений, формирование ориентировочной основы умственных действий; б) способы управления вниманием учащихся; в) формы актуализации в памяти ранее усвоенных знаний, необходимых для понимания, осмысления и усвоения нового материала (индивидуальный опрос, собеседование с классом, упражнение по повторению и т. д.); г) формирование научных понятий: учет прошлого опыта учащихся, имеющихся знании, житейских понятий; д) соблюдение требований к устной и письменной речи, приемы их развития.

2.Организация  активной мыслительной деятельности на всех этапах урока:

а) уровень формирования знаний учащихся (наглядно-образный, аналитико-синтетический, этический, усвоение понятий, обобщающие образы, "открытие", выведение формул и т.д.);

б) способы активизации мышления учащихся (система вопросов, создание проблемных ситуаций, проблемно-эвристическое решение задач,  использование задач с недостающими и лишними данными, организация поисковой, исследовательской работы на уроке и др.);

в) руководство со стороны учителя пониманием учащимися  преподаваемого материала, его уровни (описа­тельный, сравнительный, объяснительный, обобщающий, оценочный, проблемный);

г) используемые на уроке виды творческой работы учащихся, степень включения в учебную деятельность воображения: активизация воссоздающего воображения (чтение чертежей, схем, описание образов предметов и явлений и др.); активизация творческого воображения (агглютинации,  аналогии, схематизации, гиперболизации и т.д.).

3. Организация запоминания изучаемого материала: а) чередование различных видов работы (теоретических, практических, исследовательских); б) рациональность использования классной доски, наглядных пособий, ТСО; в) систематизация материала, актуализация опорных знаний; г) образование ассоциативных связей (по смежности, по контрасту, по сходству).

4. Формированы умений и навыков: а) последовательность формирования навыков (анализ, синтез, автоматизация); б) закрепление результатов работы, использование упражнений; в) обучение переносу ранее сформированных навыков в новые условия работы; г) способы и приемы интеграции знаний и навыков, закрепление умений; д) контроль, коррекция и оценка навыков и умений.

5. Опора  на  эмоциональную  сферу  при  организации  мыслительной  деятельности:

а) увлекательный, эмоциональный рассказ (наглядность, образность, занимательность и т. п.); б) вызов удивления, восхищения; в) вызов заинтересованности в изучении предмета;         г) эстетическое оформление классной комнаты; д) состояние технических средств, оборудования, используемого на уроке инвентаря; е) собранность учителя, речь, четкость и понятность изложения материала и т.д.; ж) стимулирование положительных переживаний за результаты учебной деятельности конкретных учащихся в классе в целом (похвала, одобрительный кивок, подмечаемая положительная тенденция и т.д.); з) использование игр игровых приемов; и) яркие приемы, «активные приемы», уместность и этика шуток, произвольное переключение внимания и т.п.; к) использование функциональное (учет возраста учащихся, соответствие темы занятия, яркость дополнения раскрываемого материала, умеренность дозировки, влияние на формирование нравственных, интеллектуальных и эстетических чувств и т.п.)

 

СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ УРОКА

(Методика разработана Ю.А. Конаржевским)

Этапы урока:

  1. - организационный;
  2. — проверка домашнего задания;
  3. — всесторонняя проверка знаний;
  4. — подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала;
  5. — усвоение новых знаний;
  6. — проверка понимания учащимися нового материала;
  7. — закрепление нового материала;
  8. - информация учащихся о домашнего задания, инст­руктаж по его выполнению.

Анализ может проводиться как по всем этапам урока, так и выборочно, но обязательно по следующим параметрам:

  • дидактическая задача этапа;
  • содержание этапа;
  • условия достижения положительных результатов этапа;
  • показатели выполнения дидактической задачи этапа.

I. Организационный этап.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – подготовить учащихся к работе на уроке.

СОДЕРЖАНИЕ – взаимные приветствия, фиксация отсутствующих; проверка внешнего состояния класса и готовности учеников к уроку; организация внимания.

УСЛОВИЯ достижения положительных результатов – требовательность, сдержанность, собранность учителя; систематичность организационного воздействия; последовательность в предъявлении требований.

ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи - крат^ ковременность организационного момента, полная готовность к работе, быстрое включение учеников в деловой ритм, уста­новка внимания всего класса.

II. Этап проверки домашнего задания.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА - установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания всеми учениками, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в зна­ниях, совершенствуя при этом знания, умения и навыки.

СОДЕРЖАНИЕ — выявление степени усвоения заданного на дом, определение типичных недостатков в знаниях и их при­чин, ликвидация обнаруженных недочетов. , УСЛОВИЯ достижения положительных результатов — опе­ративность учителя, целевая направленность его деятельно­сти, использование учителем системы приемов, позволяющих определить выполнение домашнего задания у большинства уче­ников класса.

ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи — способ­ность учителя за короткий промежуток времени (5-7 мин) ус­тановить уровень знаний у большинства учеников и выявить типичные недостатки, возможность в ходе проверки домашне­го задания актуализировать и скорректировать опорные представления и понятия, ликвидировать причины обнаруженных «достатков, степень и масштабы выявления качества знаний материала, изученного учащимися дома.

III. Этап всесторонней проверки знаний.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – глубоко и всесторонне по­верить знания учащихся, выявив причины обнаруженных пробелов, стимулировать учащихся к овладению рациональ­ными приемами учения и самообразования.

СОДЕРЖАНИЕ — проверка различными методами объема и качества усвоения материала, изучение характера мышления учеников, проверка степени сформированности общеучебных умений, оценивание.

УСЛОВИЯ достижения положительных результатов — использование самых различных методов проверки знаний (беседа, опрос, тестовая проверка и т. д.), привлечение с помощью специальных заданий всех учеников к активному слушанию и поиску более точных ответов, осознание важности работы, осуществляемой учащимися на данном этапе.

ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи – проверка учителем не только объема и правильности знаний, но также их глубины, осознанности, гибкости и оперативности, умения использовать их на практике. Рецензирование ответов учащихся, направленное на выяснение положительных и отрицательных сторон в их знаниях, умениях и навыках и на указание того, что необходимо сделать для усовершенствования приемов самостоятельной работы. Активная деятельность всего класса в ходе проверки знаний отдельных учащихся.

IV. Этап подготовки учащихся к активному и созна­тельному усвоению нового материала.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – организовать и направить на достижение цели познавательную деятельность учащихся.

СОДЕРЖАНИЕ – сообщение темы, целей и задач изучения нового материала, показ его практической значимости, постановка учебной проблемы.

УСЛОВИЯ достижения положительных результатов - формулирование учителем целей и задач, оценка практической значимости для учащихся нового учебного материала, учебной проблемы. Фиксации всего этого в поурочном плане. Умение учителя четко и однозначно озвучить цели урока, согласовать их с учениками: чему они должны научиться на уроке, какими знаниями, умениями и навыками овладеть. Вариативность приемов сообщения учащимся целей на различных уроках.

ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи — активность познавательной деятельности учащихся на последующих этапах урока, эффективность восприятия и осмысления нового материала, понимание учащимися практической значимости изучаемого материала.

V. Этап усвоения новых знаний.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, основной идее изучаемого материала; добиться от учащихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний, усвоения учащимися способов, путей, средств I получения знаний, оперирование ими.

СОДЕРЖАНИЕ — организация внимания, сообщение учителем нового материала, обеспечение восприятия, осознания систематизации и обобщения этого материала учащимися.

УСЛОВИЯ достижения положительных результатов этапа — использование приемов, усиливающих восприятие существенных сторон изучаемого материала. Полное и точное определение отличительных признаков изучаемых объектов, явлений; вычленение в изучаемых объектах, явлениях наиболее существенных признаков и ориентация на них внимания учащихся. Запись в тетрадях формулировок, опорных пунктов плана, тезисов конспекта. Использование наглядности. Самостоятельная работа учащихся с книгой. Использование приемов мышления: анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, конкретизации. Постановка перед учащимися учебной проблемы; создание проблемной ситуации, постановка эвристических вопросов. Составление систематизирующей таблицы первичного обобщения материала, актуализация личного опыта и опорных знаний учащихся. Словарная работа.

ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи — использование метода эвристической беседы, самостоятельной работы учащихся в сочетании с беседой, использовании компьютерной техники. Показателем эффективности усвоения учащимися новых знаний и умений является правильность их ответов и действий, активное участие класса в подведении итогов самостоятельной работы, а также проявление качества знаний учащихся на последующих этапах обучения.

VI. Этап проверки понимания учащимися нового материала.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – установить, осмыслили ли учащиеся связи и отношения фактов, содержание новых по­нятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы.

СОДЕРЖАНИЕ — проверка учителем глубины понимания учащимися учебного материала, внутренних закономерностей и связей сущности новых понятий.

УСЛОВИЯ достижения Положительных результатов – постановка вопросов, требующих активной мыслительной деятельности учащихся; создание нестандартных ситуаций в использовании знаний; обращение учителя к классу с требованием дополнить, уточнить или исправить ответ ученика, найти другое, более рациональное решение и т. д.; учет дополнительных ответов по количеству л их характеру при выяснении пробелов в понимании учащимися нового материала.

ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи – учитель спрашивает средних и слабых учеников; класс привлекается к оценке их ответов; по ходу проверки учитель добивается устранения пробелов в понимании учащимися нового материала; основной критерий — уровень осознанности нового материала большинством слабых и средних учащихся.

VII. Этап закрепления нового материала.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – закрепить у учащихся знания и умения, необходимые для самостоятельной работы по новому материалу.

СОДЕРЖАНИЕ — закрепление полученных знаний и умений; закрепление методики изучения материала; закрепление методики предстоящего ответа ученика при очередной проверке знаний.

УСЛОВИЯ достижения положительных результатов – выработка умения оперировать ранее полученными знаниями, решать теоретические и практические задачи; использование разнообразных форм закрепления знаний.

ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи – умение учащихся соотносить между собой факты, понятия, правила и идеи; выделять существенные признаки ведущих понятий, конкретизировать их; активность учащихся.

VIII. Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги урока.

СОДЕРЖАНИЕ – информация о домашнем задании; инструктаж по его выполнению; проверка того, как учащиеся поняли содержание работы и способы ее выполнения; подведение итогов работы: как работал класс, кто из учащихся особенно старался, что нового узнали.

УСЛОВИЯ достижения положительных результатов этапов – спокойное, терпеливое объяснение содержания работы, приемов и последовательности ее выполнения; обязательное и систематическое выполнение этапа в границах урока; умение в коротких указаниях разъяснить учащимся, как они должны готовить домашнее задание; включение в состав домашнего задания познавательных задач и вопросов; дифференцированный подход в отборе учебного материала, задаваемого на дом.

ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи этапа – правильное выполнение домашнего задания всеми учениками.

свернуть

Педагогическая мастерская

Педагогическая мастерская

Раздел представляет собой виртуальную площадку для общения и профессионального взаимодействия педагогов, которые хотели бы не только регулярно знакомиться с опытом работы своих коллег, но и делиться собственными разработками, наблюдениями, инициативами.

К основным задачам функционирования раздела относится создание условий для:

— совершенствования профессионального мастерства педагогических работников (педагогов учреждений дошкольного образования, учителей начальных классов, учителей-предметников, педагогов дополнительного образования, воспитателей и др.);
— обмена опытом успешной педагогической деятельности;
— выявления, пропаганды и внедрения новых подходов к организации обучения и воспитания;
— реализации творческого потенциала педагогов.

Видеоуроки

 

Физика

Механика. Кинематика. X класс (повышенный уровень)

 Решение задач

Биология

Эволюционная биология. XI класс

Cтатьи

 

Электронные разработки

 

Сценарии мероприятий

Конспекты уроков

 

  • "В мире географии"

Сайт является источником дополнительного материала по учебным предметам "Человек и мир" и "География"

Разделы сайта

Главная

свернуть

Активные и интерактивные методы обучения