Ресурсный центр (школные СМИ)

«Школьный пресс-центр как средство формирования социально активной личности»

Учреждение образования действует в режиме ресурсного центра «Школьный пресс-центр как средство формирования социально активной личности» с 2015 года. Поводом для открытия пресс-центра стал накопленный учреждением образования опыт по созданию школьных СМИ и возможность им поделиться.

Основные направления работы:

- информационная и научно-методическая поддержка образовательного процесса по гражданско-патриотическому и идеологическому воспитанию учащихся посредством развития школьных СМИ;

- систематизация методического и практического материала по направлению работы;

- консультирование педагогических и руководящих работников учреждений образования Солигорского района, оказание им информационно-методической поддержки по созданию школьных СМИ;

- презентация опыта работы, ознакомление педагогической общественности с результатами работы через сопровождение сайта пресс-центра «СКОРП#ион», интернет-проекта «Круг семьи», официального сайта школы, группы «Радио СТАРТ» в социальной сети «ВКонтакте», участие в республиканских конкурсах, районных и областных методических выставках.

С 2004 года в учреждении издается школьная газета «Без назвы». За годы существования газета значительно усовершенствовалась, были определены требования к содержанию и оформлению номера газеты.

С 2010 года газета принимает участие в республиканских конкурсах школьных СМИ «Проба пера» и «Свежий ветер», ежегодно становится победителем или лауреатом в отдельной номинации. В 2016 году газета отмечена дипломом республиканского уровня в номинации «За профессиональный подход к изданию школьной газеты».

В ноябре 2018 команда юных журналистов приняла участие в работе специализированной смены в НДЦ "Зубренок", в рамках которой проходил конкурс детских СМИ "Свежий ветер". "Без назвы" названа лучшей школьной газетой республики и получила главный приз - хрустального зубра.

В 2015/2016 учебном году закончилась реализация педагогического районного проекта «Фарміраванне актыўнай грамадзянскай пазіцыі вучняў сродкамі развіцця школьнай прэсы», руководитель заместитель директора по воспитательной работе Данилевич Е.Л.

Опыт работы учреждения образования по созданию школьных СМИ, деятельность ресурсного центра неоднократно представлены на семинарах и конференциях районного уровня, а также в рамках:

- областного семинара-практикума «Детские и молодежные СМИ как основа развития медиаобразования обучающихся» (март 2017 г.)

-XV республиканских Свято-Евфросиниевских педагогических чтений «Культура семьи, православные традиции» (ноябрь 2016 г.)

-республиканской интернет-конференции «Патриотическое и духовно-нравственное воспитание учащихся на основе православных традиций» (октябрь 2016 г.)

-республиканского интернет-конкурса с международным участием «IT-решения для образования будущего» - 3 место (2016).

- областного конкурса проектов в сфере реализации государственной молодежной политики – 1 место (декабрь 2017 г.)

- международной конференции «Образование-креатив-инновации» (декабрь 2018 г.)

- республиканской выставки научно-методической литературы – 1 место в 2019;

В августе 2021 и 2021 работа ресурсного центра представлена на августовской педагогической конференции Солигорского района, в октябре 2020 - в рамках районного педагогического марафона.

Кроме того, результатом деятельности ресурсного центра стало:

- вовлечение учащихся в журналистскую деятельность, воспитание гражданственности и патриотизма через активное участие в создании школьного журнала "Без назвы", записи радиоэфиров радио «СТАРт».  За 2020/2021 учебный год издано 9 номеров журнала, еженедельно выходили радиоэфиры;

- продолжение работы по реализации интернет-проекта «Круг семьи», включение в работу широкого круга учащихся;

- поддержка сайта пресс-центра «СКОРП#ион»;

- развитие журналистских навыков и коммуникативных умений, профессиональных компетенций учащихся через организацию их участия в спецпроектах и мероприятиях, в том числе ежегодное участие в работе  специализированной журналистской смены «Зубрятский корпункт» и медиаотряда в НДОЦ «Зубренок». По итогам смен юные журналисты школы систематически награждаются Благодарностями за активное участие в работе команды;

- формирование активной жизненной позиции членов редколлегии, которая проявляется в организации и участии их в волонтерских, творческих, интеллектуальных мероприятиях и конкурсах;

- публикации материалов юных журналистов школы на страницах республиканской газеты для подростков «Переходный возраст».

- расширение сферы деятельности. В 2019/2020 учебном году на базе начальной школы начал функционировать проект «Видеоновости начальной школы», открыт Yotube-канал, где размещаются видеозарисовки школьных мероприят

Подготовлена исследовательская работа «Иллюстрации в детских и молодежных печатных изданиях», памятка «Требования к школьным печатным СМИ», презентация «Этапы работы над созданием школьной газеты»

Результативное участие педагогов в конкурсах методических материалов:

- областной конкурс проектов в сфере реализации государственной молодежной политики – 1 место (Данилевич Е.Л., руководитель ресурсного центра);

- республиканская выставка научно-методической литературы и педагогического опыта – 1 место (Данилевич Е.Л., руководитель ресурсного центра);

- республиканская выставка-конкурс методических материалов и педагогического опыта «Гордимся прошлым и работаем для будущего» - участие в областном и республиканском этапах (Шухто Е.Л., учитель русского языка и литературы);

- районный конкурс методических материалов «Гражданское и патриотическое воспитание учащихся» - 1 место (Копоть О.К., руководитель ШМО классных руководителей)

Результативное участие юных журналистов в конкурсном движении за 2020-2021 г.г.:

- республиканский конкурс школьных СМИ «Проба пера» в рамках фестиваля «Алые паруса» - 1 место (май 2020, г. Минск),

- республиканский молодежный фестиваль-конкурс «Медиасфера – 2020» - 1 место (май 2020, г. Гродно);

- районный конкурс школьных СМИ “Media, 21”. Номицая “Печатные СМИ” – 1 место (февраль 2021);

- районный конкурс школьных СМИ “Media, 21”. Номицая “Радио” – 3 место (февраль 2021);

- республиканский конкурс “Падарожжа па малой Радзіме” в рамках гражданско-патриотического проекта “Збяры Беларусь у сваім сэрцы” – районный этап – 1 место, областной этап – 1 место, республиканский этап – 3 место (октябрь-декабрь 2020, Данилевич Янина, учащаяся 11 «А» класса);

- областной конкурс на лучшую видеовизитку и буклет образовательных экскурсионных маршрутов – районный этап – 3 место, областной этап – 2 место (январь 2021, Данилевич Янина, учащаяся 11 «А» класса, Короткая Ксения, учащаяся 11 «Б» класса, члены объединения по интересам «Юный журналист»);

- ІІІ Республиканский молодежный фестиваль-конкурс «Медиасфера-2021» - диплом в номинации (апрель 2021, Данилевич Янина, учащаяся 11 «А» класса);

- Республиканский конкурс на лучшее школьное печатное издание «Проба пера» в рамках фестиваля школьной прессы «Алые паруса» - диплом 1 степени (май 2021)

Имеется специализированный кабинет ресурсного центра.

Оборудование:

- 6 персональных компьютеров;

- цветной фотопринтер;

- ламинатор;

- перфобиндер;

-цифровой фотоаппарат Canon со штативом;

- видеокамера;

- диктофон.

Имеется доступ в Интернет со всех компьютеров.

Кабинет оборудован информационными стендами, в наличии доска, учебная мебель для проведения занятий, мастер-классов, дидактические материалы, курс уроков по журналистике «ЕШКО».

 

План работы ресурсного центра

«Школьный пресс-центр как средство формирования социально активной личности»

ГУО «Старобинская средняя школа Солигорского района»

на 2023/2024 учебный год

Мероприятие

Сроки проведения

Участники

Ответственный

Информационно-аналитическая работа

Подготовка приказа о продолжении работы ресурсного центра

Август

Творческая группа

Данилевич Е.Л.

Заседание творческой группы ресурсного центра:

  1. Анализ работы за 2022/2023 учебный год
  2. Планирование работы в 2023/2024 учебном году
  3. Анализ нормативных документов, литературы по деятельности РЦ
  4. Распределение обязанностей между членами творческой группы

Сентябрь

Творческая  группа

Данилевич Е.Л.

Заседание творческой группы ресурсного центра:

  1. Содержание школьной газеты. Из опыта работы педагогов Беларуси
  2. Систематизация методических разработок по направлению работы ресурсного центра

Январь

Творческая  группа

Данилевич Е.Л.

Заседание творческой группы

  1. Итоги работы центра за учебный год
  2. «Панорама достижений». Отчет членов группы о проделанной работе

Май

Творческая группа

Данилевич Е.Л.

Предоставление имеющихся материалов для подготовки и проведения районных и областных мероприятий

По необходимости

Творческая  группа

Данилевич Е.Л., 

Организационно-методическая работа

Организация работы объединения по интересам «Юный журналист»

В течение учебного года

Учащиеся 8-11 классов

Турейко А.А., руководитель объединения по интересам

Организация мастер-классов по созданию школьной газеты для учащихся школ города и района

Ноябрь, апрель

Члены пресс-центра, учащиеся школ города и района

Данилевич Е.Л.

Творческая встреча учащихся Солигорского района с главным редактором газеты «Шахтер» 

Март

Члены пресс-центра, учащиеся школ города и района

Данилевич Е.Л.

Организация исследования «Интервью как жанр публицистики»

В течение года

Члены редакции газеты «Без назвы»

Турейко А.А., руководитель объединения по интересам «Юный журналист»

Проведение семинара для педагогов «Школьная пресса как средство формирования социально активной личности»

Декабрь

Творческая  группа

Данилевич Е.Л.

Участие в районных мероприятиях. Представление опыта работы, результатов деятельности ресурсного центра

В течение года

Творческая группа

Данилевич Е.Л.

Представление опыта работы ресурсного центра на общешкольном родительском собрании

Май

Творческая группа

Данилевич Е.Л.

Консультации для педагогов по теме работы ресурсного центра

В течение года

Творческая группа

Данилевич Е.Л.

Участие членов пресс-центра в общешкольных и районных мероприятиях и акциях

В течение года

Пресс-центр

Данилевич Е.Л., Руденко Л.Р.

Участие в республиканском фестивале-конкурсе школьных СМИ «Свежий ветер»

Сентябрь-ноябрь

Пресс-центр 

Данилевич Е.Л.,

Турейко А.А.

Участие в республиканском конкурсе школьных СМИ «Алые паруса»

Апрель

Пресс-центр

Данилевич Е.Л.,

Турейко А.А.

Участие в районном фестивале школьной прессы

Апрель

Пресс-центр

Данилевич Е.Л.,

Турейко А.А.

Пополнение библиотеки по направлению работы ресурсного центра

В течение года

Творческая группа

Данилевич Е.Л.

Создание мультимедийной презентации о работе ресурсного центра по итогам года

Май

Пресс-центр, творческая группа

Данилевич Е.Л.

Информационное сопровождение сайтов «СКОРП#ион», «Круг семьи», официального сайта школы, группы «Радио «Старт» социальной сети «ВКонтакте»

В течение года

Пресс-центр

Данилевич Е.Л.

Учебно-методическая работа

Разработка памяток, методических рекомендаций: «Интервью как жанр публицистики», «Правила хорошей газеты», «Школьная газета от А до Я»

В течение года

Творческая группа

Данилевич Е.Л.

Пополнение банка педагогических и методических материалов

В течение года

Творческая группа

Данилевич Е.Л.

Руководитель ресурсного центра                                                             Е.Л.Данилевич

 

МЕРОПРИЯТИЯ

МЕТОДИЧЕСКАЯ IT-КОПИЛКА

ПОЛОЖЕНИЕ 

о ресурсном центре

«Школьный пресс-центр как средство формирования социально активной личности»

ГУО «Старобинская средняя школа Солигорского района»

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 1.1. Настоящее Положение определяет цели, задачи, условия и порядок организации деятельности, направления работы, структуру ресурсного центра   на базе государственного учреждения образования «Старобинская средняя школа Солигорского района»

1.2. В своей деятельности ресурсный центр руководствуется законодательством Республики Беларусь, нормативными документами Министерства образования, управления образования Минского облисполкома и настоящим Положением.

 1.3. Ресурсный центр государственного учреждения образования «Старобинская средняя школа Солигорского района» осуществляет свою деятельность во взаимодействии с отделом образования, спорта и туризма Солигорского райисполкома, с учреждениями образования Солигорского района, с другими педагогическими, общественными организациями по вопросам своей компетенции и физическими лицами, заинтересованными в развитии системы образования района.

1.4. Координацию деятельности ресурсного центра осуществляет отдел образования, спорта и туризма Солигорского райисполкома

1.5. Центр не является юридическим лицом.

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА

2.1. Основной целью деятельности ресурсного центра является обобщение и распространение перспективного педагогического опыта учреждения образования по гражданско-патриотическому и идеологическому воспитанию средствами развития школьной прессы

2.2. Задачи ресурсного центра:

  • осуществлять информационно-методическую поддержку педагогам  учреждений образования по изданию школьных СМИ и использованию их воспитательного потенциала;
  • распространять опыт работы учреждения образования по данному направлению;
  • организовать участие членов школьного пресс-центра, педагогов творческой группы ресурсного центра в районных, областных и республиканских конкурсах, акциях, мероприятиях;
  • систематизировать методический материал по созданию школьных СМИ, разработать памятки в помощь учащимся и педагогам, занимающимся издательской деятельностью.
  1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРА

3.1. Организационно-методическая работа.

Предоставление имеющихся информационно-методических ресурсов для:

  • подготовки и проведения научно-практических конференций, семинаров, практикумов по направлению деятельности ресурсного центра;
  • содействия функционированию сети районных методических объединений педагогических работников;
  • организации и развития издательской деятельности учащихся учреждений Солигорского района;
  • организации методических консультаций для педагогов района.

3.2. Информационно-методическая работа:

  • участие в формировании банка педагогической и методической информации по теме;
  • изучение перспективного педагогического опыта по использованию воспитательного потенциала школьных средств массовой информации; 
  • организация и проведение семинаров, практикумов, мастер-классов по созданию школьных СМИ;
  • пополнение  библиотеки современной методической литературы по использованию школьных СМИ в воспитательной системе учреждения образования;
  • использование сетевых  информационных технологий для высокоскоростного обмена информацией;
  • освоение компьютерных программ «Adobe Photoshop CS», «InDesign C6» и «Publisher»
  • создание, реализация и сопровождение веб-сайтов, электронных СМИ;
  • осуществление издательской деятельности, издание школьной газеты «Без назвы»;
  • организация и осуществление выставочной деятельности по пропаганде опыта работы ресурсного центра;
  • организация консультационной деятельности;
  • подготовка методических рекомендаций по направлениям своей деятельности;
  • обобщение и распространение передового педагогического опыта по своим направлениям деятельности.

4. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА

4.1. Ресурсный центр открывается приказом начальника отдела образования, спорта и туризма Солигорского райисполкома на основании заявки учреждения образования с обоснованием необходимости создания центра

4.2. Срок действия центра определяется исходя из востребованности предлагаемого содержательного направления деятельности

4.3. Создание ресурсного центра на базе государственного учреждения образования «Старобинская средняя школа Солигорского района» не приводит к изменению организационно-правовой формы, типа и вида учреждения образования и в его Уставе не фиксируется

4.4. Управление ресурсным центром осуществляется в соответствии с законодательством в области образования, Уставом государственного учреждения образования «Старобинская средняя школа Солигорского района» и строится на принципах единоначалия и самоуправления

4.5. Ответственность за работу ресурсного центра  возлагается на заместителя директора по воспитательной работе

4.6. Руководитель  ресурсного центра несет ответственность за деятельность центра и подотчетен директору учреждения образования в соответствии с законодательством Республики Беларусь

4.7. Центр самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития. Деятельность центра осуществляется в соответствии с данным Положением и планом работы центра, согласованным с отделом образования, спорта и туризма Солигорского райисполкома

4.8. Для выполнения работ, заданий, связанных с осуществлением учреждением образования функций ресурсного центра, его руководитель вправе возлагать на работников учреждения образования с их согласия дополнительные обязанности и работы или привлекать иных лиц в порядке внешнего совместительства в соответствии с Трудовым кодексом РБ.

4.9. Государственное учреждение образования «Старобинская средняя школа Солигорского района» в целях организации осуществления им функций ресурсного центра самостоятельно разрабатывает и принимает необходимые локальные акты, не противоречащие действующему законодательству, Уставу учреждения образования и настоящему Положению.

4.10. В государственном учреждении образования «Старобинская средняя школа Солигорского района», работающем в режиме ресурсного центра, должна быть следующая документация:

- Положение о ресурсном центре;

- план работы;

- отчеты о проделанной работе;

- приказ об открытии ресурсного центра;

4.11. При наличии необходимых условий и средств учреждение образования вправе привлекать в соответствии с действующим законодательством к участию в своей деятельности другие организации (в том числе иностранные и международные), их отдельных работников, иных лиц.

4.12. Директор государственного учреждения образования «Старобинская средняя школа Солигорского района» вправе вносить отделу образования, спорта и туризма Солигорского райисполкома предложения о поощрении (объявлении благодарности, награждении грамотами и т.п.) своих работников и привлекаемых лиц.

4.13. Ресурсный центр ежегодно отчитывается о проделанной работе перед отделом образования, спорта и туризма Солигорского райисполкома.

4.14. Деятельность центра может быть прекращена до истечения установленного срока в случае ненадлежащего исполнения принятых на себя научно-методических функций, недостаточной востребованности педагогической общественностью реализуемого содержательного направления, по другим обоснованным причинам.

4.15. Основанием для прекращения деятельности центра является приказ отдела образования, спорта и туризма Солигорского райисполкома

5. СТРУКТУРА ЦЕНТРА, РУКОВОДСТВО

5.1. Структуру центра определяет учреждение образования самостоятельно.

5.2. Непосредственное руководство текущей деятельностью центра осуществляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности приказом руководителя учреждения образования, на базе которого центр функционирует.

6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

6.1. Положение о ресурсном центре вступает в силу после утверждения директором учреждения образования.

6.2. В настоящее Положение могут быть внесены необходимые изменения и дополнения в установленном законодательством порядке.

В помощь юным журналистам

Как организовать выпуск школьной газеты

(10 шагов к успеху)

1

Посвятите себя этому. Выпускать газету может быть весело, но это, в том числе, и огромная ответственность. Даже не начинайте, если вы не планируете заниматься этим весь год. 

2

Соберите команду во главе с учителем.  Учитель поможет обеспечить контроль, дисциплинирует членов команды, обеспечит своевременность написания всех статей и выпуска номера газеты или журнала.  Учитель также отвечает за публикацию. Получив все статьи, он должен отредактировать их под газетный формат и распечатать. 

3

Планируйте номер. Обеспечьте совместное планирование номера. Определите количество, тематику, а также жанр статей.  Старайтесь распределять статьи, с учетом интересов и возможностей членов команды. Вот некоторые примеры тем: школьные мероприятия, увлечения молодежи, игры, конкурсы, короткие истории, гороскоп, советы, случайные факты, спорт, поэзия или мода.

4

Подготовка материала и написание статей. Определившись с темами, откройте Word и набросайте яркие, привлекательные заголовки. Можно что-то скопировать из интернета, но если у материала есть авторские права, не забудьте указать ссылку на оригинал. Сохраните, если необходимо, материал у себя на компьютере. Не забывайте, что материал должен соответствовать выбранному жанру публицистики, поэтому прежде, чем приступать к написанию, изучите теорию. 

Для удобства обмена информацией создайте совместную группу в соцсетях.

5

Составьте график работ по выпуску газеты на весь год. Определяйте четкие сроки выполнения работ. Рекомендуйте своим авторам, начиная работу над первой статьей для первого выпуска, параллельно продумывать вторую статью, чтобы избежать нарушения дедлайна в случае непредвиденных обстоятельств. Договоритесь о том, что в случае неготовности статьи, авторы должны предупредить об этом заранее, чтобы вы смогли найти замену. Распечатайте график и раздайте всей команде.

6

Подумайте о том, что будет наиболее приемлемым. Оцените, какие материалы подходят для школьной газеты. Не печатайте ничего, даже отдаленно намекающего на оружие, насилие, наркотики и, в целом, незаконные или неприемлемые для школы темы.

7

Верстка текста. Назначьте человека, который хорошо владеет компьютером, для верстки номера. Изучите правила дизайна. Запомните: во всем должно быть чувство меры.

8

Печать. Напечатайте пробную версию, проверьте цветовое соответствие компьютерного и печатного вариантов. Убедитесь в отсутствии ошибок, описок и опечаток.

9

Реклама. Чтобы ваша газета пользовалась спросом, прорекламируйте готовый номер. Пройдите по классам, разместите анонс газеты на сайте или в социальных сетях, предложите приобрести номер газеты или журнала героям публикаций. Разместите свежий выпуск в специально отведенном месте в информационном поле учреждения.

10

Письма редакции. Если у вас есть раздел советов или писем редакции, разместите где-нибудь ящик для писем в редакцию. Оформите его так, чтобы он привлекал внимание, но главное, обозначьте, что он предназначен для писем в газету. Если вы не будете получать писем, напишите несколько сами. Если вы будете следовать всем приведенным здесь рекомендациям, у вас получится хорошая газета, а вы сами получите удовольствие от проекта.

 

Рекомендации по созданию школьной газеты. Как написать статью???

Учитель истории МБОУ СШ №81, г.Ульяновск

Благова Е.А.

Газета – это история мира за сутки.

Это история мира, в котором мы живем

 и события которого интересуют нас больше,

чем относящиеся к прошлому, существующему

лишь в памяти.

А. Шопенгауэр

 

Что же такое – школьная газета?

  • Трибуна для высказывания своей точки зрения?
  • Эффективный информативный инструмент?
  • Пространство для сближения поколений? 

Сегодня от учащихся школы требуются не только знания, но и активность, инициативность, способность принимать решения в трудной ситуации. Соответственно, необходимы такие изменения в организации процесса обучения, чтобы школьник мог применять полученные знания.  А поскольку учебный процесс предоставляет мало возможностей для реализации чувства взрослости, то они находят другие возможности для его проявления. Нашей задачей является направить их в нужные русла.

Реализация Программы воспитательной деятельности школы и Программы гражданско-патриотического образования школьников должна осуществляться в том числе посредством школьной газеты.

Создание школьной газеты позволяет установить более тесные микросоциальные связи внутри школы. Участие учащихся в школьном пресс-центре поддерживает их индивидуальное развитие, так как помогает организовать себя, выразить свои мысли, распространить их среди других людей, помогает лучше познать себя, открыть мир. В процессе совместной деятельности по созданию газеты между представителями разных поколений устанавливаются отношения взаимопонимания. Кроме того, подобная практика оказывает влияние на выбор профессии.

Газета остается самым простым и доступным школьным изданием, и потому многие образовательные учреждения начинают свою издательскую деятельность именно с газеты, осваивая затем и более сложные формы.

Часто инициатива создания школьной газеты исходит от учеников, но руководить процессом предстоит взрослым. В школе обязательно есть организация, которая находится в самом центре событий, например: Совет старшеклассников, Актив и др. Именно ее члены будут участвовать в наполнении газеты интересной информацией.

Школьная газета - современное средство воспитания патриотизма, формирования активной гражданской позиции, а также средство повышения интереса к учёбе.

Задачи школьной газеты:

  • освещение в газете школьной жизни;
  • содействие в воспитании информационной культуры школьников;
  • повышение интереса к учёбе (литературе, русскому языку, обществознанию, краеведению, информатике), а также к общественной жизни школы, района, страны;
  • развитие интеллекта, творческих, коммуникативных способностей;
  • формирование гуманистического отношения к окружающему миру, приобщение к общечеловеческим ценностям;
  • формирование стремления к здоровому образу жизни;
  • реализация гражданско-патриотического воспитания;
  • формирование у учащихся толерантного сознания

Методические принципы, необходимые в работе:

  • личностно-ориентированный подходучитывает особенности учащихся, способствует обучению свободно и творчески мыслить;
  • коммуникативная направленность даёт учащимся возможность общаться в процессе создания, выпуска и реализации газеты);
  • деятельностный характер обучения позволяет работать индивидуально, в парах, группах);
  • взаимосвязанное обучение написанию заметок и статей, подготовке постоянных рубрик, разделов, тематических выпусков газет;
  • поэтапностьобучения от простого к сложному способствует свободному владению письменной речью при создании заметок, статей).

Целью создания газеты является не просто раскрытие творческих способностей учащихся, освещение школьных событий, создание живой, активно работающей информационной среды, но и демонстрация технических возможностей новых информационных технологий в образовании. Дети успешно осваивают программу Corel Draw, с помощью которой верстается каждый номер газеты, оформляют дизайн газеты. Успешно овладевают возможностями не только векторной графики, но и растровой – готовят изображения для публикации в газете. С этой целью проводятся консультации и уроки по векторной и растровой графике, обучение программам Corel Draw и Adobe Photoshop.

Таким образом, учащиеся не только закрепляют знания, полученные на уроках информатики и информационных технологий, но и активно повышают свой профессиональный уровень в области новых информационных технологий.

Школьная газета для родителей:

  • это возможность почувствовать сопричастность к школьной жизни ребенка;
  • это осознание того, что твой ребенок понимает актуальность своей роли и учится принимать решения.

Каждая школа представляет собой маленькое государство со своими законами, традициями и течением жизни. Каждое такое государство по-своему уникально. Основная задача редакции – уметь рассказать об этой жизни так, чтобы газета заинтересовала и учеников, и учителей и родителей.

Школьная газета действительно играет большую роль в жизни издающих ее подростков. Она способствует взрослению ребят, их воспитанию, а также помогает зарождению в стенах школы устойчивого мини-социума, действующей модели современного мира. В результате работы школьного пресс-центра каждый: и пишущий, и читающий – чувствует собственную значимость и причастность к решению школьных задач.

Еще одним важным качеством, которое “взращивает” газета, является ответственность. Ведь работа в команде — дело серьезное и трудное… Каждый берется за ту работу, которая ему по плечу.

Для развития школьного издательского дела должны быть объединены усилия администрации школы и редакции. Школьное издание - дело общее, а не частное. Если администрация поддерживает свободу и демократию в отношениях "учитель - ученик - родитель", то газета будет существовать долго и станет образцом свободы слова в школе. Важно правильно организовать работу с детьми, чтобы процесс создания газеты доставлял им удовольствие.

Данное методическое пособие поможет создать современный школьный пресс-центр. В пособии четко раскрываются этапы создания школьного пресс центра:

 

1 этап – Создание команды единомышленников.

Чтобы издавать и распространять газету, прежде всего, нужна крепкая команда. Если команда большая, то с самого начала необходимо распределить функции и определить специализацию каждого члена группы в зависимости от наклонностей и компетенции.

Помимо постоянного состава, в подготовке и выпуске могут принимать участие и другие люди - как из самого учебного заведения, так и извне (корреспондентская сеть) - те, кто способен поставлять информацию, присылать иллюстрации, статьи, позволяющие организовать различные рубрики, например, "Спектакли", "Письма читателей" и т.п.

В детское объединение входят учащиеся 1-11-х классов. Все поручения внутри объединения распределяются на добровольной основе, являются сменными в течение творческого процесса.

Курирует работу «пресс-центра» учитель русского языка и литературы, практическую помощь оказывает учитель информатики.

 

Распределение редакционных обязанностей.

  1. Педагогические кадры(куратор проекта школьной газеты, учитель русского языка и литературы) 2. Главный редактор 3. Дизайнер 4. Журналисты 5. Фотокорреспонденты 6. Корректоры  7. Верстальщики 8. Выпускающий редактор

В большинстве случаев редакторы школьных газет - взрослые. Может, и нелогично, но ведь необходимо осуществлять контроль, планировать - рецензировать, корректировать и даже подвергать цензуре поступающие материалы.

Лучше, когда редакторов два: один (учитель русского языка и литературы) осуществляет планирование номера, сбор материалов, корректуру; другой (учитель - информатики) решает технические вопросы, т. е. занимается версткой, макетированием, оформлением и тиражированием. Спустя время, когда дети освоятся - работе редакции, можно и старшеклассникам доверять выпуск газеты - это стимулирует их деятельность, и делает номер более привлекательным для учеников. Не отказывайтесь от помощи представителей психологической службы, социального работника, педагога-организатора. Эти люди всегда в курсе происходящих в школе событий, они помогут в выборе темы, прокомментируют уже подготовленный материал.

Для работы редакции необходимы корреспонденты. Хорошо, если это будут ребята разных возрастов, ведь читателями станут все школьники. Если в образовательном учреждении выделены различные профили обучения, то в качестве кандидатов на работу корреспондентами филологи (гуманитарии) должны рассматриваться в первую очередь. Целесообразно спросить рекомендации и учителей русского языка и литературы, которые знают талантливых ребят.

Работа выпускающего дизайнера: проводит практическую работу по созданию макета газеты согласно теме выпуска; принимает подготовленные корреспондентами материалы, осуществляет подбор иллюстраций (фото, рисунки, графики, схемы); осуществляет тиражирование газеты на бумажных и электронных носителях.

Верстальщиками стоит пригласить учеников, умеющих работать на компьютере. Причем важно знание специальных программ: PageMaker, Adobe Photoshop, Corel Draw, Word, Microsoft Office Publisher.

Фотографы тоже не заставят себя искать, тем более что при наличии цифрового фотоаппарата научить фотографировать можно любого. А если есть ребенок, посещающий фотокружок, то важно привлечь именно его.

Обязательно окажутся ребята, желающие принять участие в работе, но не определившиеся поначалу с редакционной специальностью. Не надо им отказывать, еще понадобятся наборщики и корректоры. Численный состав редакции зависит от количества учеников в школе и может колебаться от 20 до 15 человек.

2 этап – Определение духа газеты.

Какую газету вы собираетесь выпускать? До начала издания необходимо хорошо обдумать и придти к общему мнению относительно проекта. Определить содержание, дух газеты, ее форму - все это необходимые действия. Для этого необходимо ответить самим себе на такие вопросы: - кто потенциальный читатель?

  • какого характера информацию он ищет в газете?
  • с какой частотой будет выходить газета (еженедельно, раз в месяц, раз в квартал)?
  • каков предполагаемый формат и объем газет?

Большинство школьных газет содержит как творческие работы (рассказы, сказки, стихи, рисунки…), так и тексты информационного содержания (о школе, о районе, о досуге…). Названия газет отражают ту общую тональность, которую пытаются задать авторы ("Красный кораблик", "Ключ", "Лупа", "Спичка", "Ласточкин щебет"…).

В некоторых школах газета стала традицией, и новые ученики постоянно пополняют редакцию. Чаще газета становится незаменимым средством для организации информационных потоков внутри школы, обучает проводить журналистские расследования, организовывать встречи с разными людьми. Иногда на страницах издания разворачиваются бурные дебаты, происходит столкновения идей, и газета становится настоящим форумом, местом, где высказываются аргументы "за" и "против" по какой-нибудь актуальной теме или даже по философской проблеме (например, по вопросам религии, экологии, свободы и др.).

Написать статью на актуальную тему, поставить свою подпись, зная, что газету прочтет множество людей - все это ведет к понятию "ответственность". Напечатанное остается, и юный "журналист", публикующийся в школьной газете, должен все время быть бдительным, как и его "собрат", журналист профессиональный, чтобы не провоцировать, не позорить, не клеветать, не оскорблять… Ведь если дело доходит до крайностей, то как одному, так и другому могут быть предъявлены судебные обвинения.

Если дело поставлено хорошо, то публика с удовольствием будет читать каждый новый номер; следовательно, надо думать об этой публике и печатать то, что ей интересно. Надо также думать о курьезных случаях, о разного рода расследованиях и стараться всевозможными путями установить самые тесные связи с читателями и со всеми теми, кто способен поддерживать жизнь газеты…

 

3 этап – Разработка плана работы пресс-центра (пример плана).

  • Провести учредительное собрание для создания журналистского объединения (ЖО) - 5-11 ноября;
  • разработать и создать структуру редакции школьного СМИ;
  • распределить обязанности между учащимися вошедшими в ЖО;
  • разработать положение о школьной газете;
  • выбрать название газеты.
  • Организовать обучающие занятия по специальностям:

- информационные технологии: работа с программами: Acrobat Reader, Abode PhotoShop, Microsoft Word, Corel Draw, Abode Page Marker;

- работа с техникой: цифровым фотоаппаратом, сканером, компьютером.

- русский язык и литература, культура речи.

- основы журналистики.

  • Предоставить возможность начинающим журналистам ежедневно пользоваться компьютером, сканером, цифровым фотоаппаратом для набора, редактирования материалов, подготовки материалов, подготовки фотографии, для дальнейшей их обработки и верстки газеты - с 12 ноября
  • Стимулировать учащихся к работе над созданием 1-го выпуска школьной газеты - с 12 ноября
  • Провести рекламную акцию по созданию 1-го выпуска газеты - с 12 ноября
  • Выпуск первого номера. Презентация первого номера - 01 декабря
  • Выпуск второго "новогоднего" номера - 27 декабря
  • Способствовать расширению школьной газеты (кол-во страниц и экземпляров, членов ЖО) - постоянно
  • Регулярный выпуск школьной газеты 1 раз в месяц - 01 января по 31 мая
  • Запланировать выход газеты 2 раза в месяц

 

4 этап – Схема организации выпуска школьной газеты.

Каждый номер газеты представляет своего рода задачу, связанную с необходимостью раскрыть определенную тему. Тема позволяет объединить статьи учащихся общей идеей, а их работу сделать направленной.

Например, первый выпуск представляет собой знакомство отдельных учащихся, ученических коллективов школы с внешним миром, которым является и мир взрослых, и мир сверстников. Тема второго выпуска — подготовка к празднику. Такие задачи определяются руководителем проекта. Далее либо коллегиальным путем, либо руководителем проекта определяется, как эту задачу можно решить. То есть выявляется способ действия. Здесь могут обсуждаться рубрики, идеи, которые можно воплотить, рассматриваются учебные исследования, материал которых может быть использован.

Газета не является политической и не пропагандирует взгляды каких-либо партий, религиозные воззрения. Тем не менее, в ней есть свои приоритеты. Издание отражает события, явления, мнения с точки зрения общечеловеческих ценностей: мира, добра, толерантности, здорового образа жизни и т.д. Недопустимо использование ненормативной лексики. Статьи должны носить жизнеутверждающий, оптимистичный характер.

Полномочия пресс-центра:

  • проводить социологические исследования, рейтинги, опросы,
  • брать интервью,
  • опубликовывать в газете объявления, рекламу, поздравления,
  • содействовать развитию различных форм активности учащихся,
  • проводить конкурсы, учреждать призы из фонда клуба, проводить праздники, "Ток-шоу",
  • формулировать проблемы и ставить их для решения на соответствующем уровне,
  • использовать для работы школьную компьютерную и копировальную технику,
  • распространять газету среди учащихся и учителей школы,
  • представлять наиболее активных членов пресс-центра администрации школы для награждения и поощрения за вклад в работу школьной прессы.

Примерный перечень тем выпусков газет

  1. Знакомство (с начальными классами, с классами среднего звена, со старшими классами, с различными службами в школе, направлениями работы: спортивной деятельностью, экологическим движением, правовой школой и т.д.; с работниками газеты (они могут написать свои биографии с долей юмора, вымысла).
  2. Подготовка к празднику.

Можно включить все праздники, которые волнуют и отмечаются подростками (например, День святого Валентина).

  1. Глобальные проблемы современности (СПИД, наркомания, экология, отсутствие толерантности в обществе и т.д.).
  2. В мире интересного (открытия, исследования, исторические справки).

Примерный перечень рубрик газеты

  1. Спортивные новости ("Как это было")
  2. Летопись школы (история школы).
  3. Мнение эксперта.
  4. Игры нашего класса.
  5. Пробы пера (литературная страничка).
  6. В мире интересного.
  7. События, факты (информационные новости школы).
  8. Взгляд на события (политические события глазами учащихся).
  9. История нашего города.
  10. Размышления на тему… ("Точка зрения")
  11. Знакомство с известными людьми ("Незнакомые знакомцы", "Кто на новенького?")

 

5 этап – Верстка газеты 

(создание первой полосы, журналистские жанры, современный дизайн газеты, принципы верстки).

"Что разместить в начале выпуска?", "Чем мы собираемся открыть номер?" - именно такими вопросами начинается каждое редакционное собрание, как в печатной прессе, так и на радио и телевидении. Ответы будут различаться в зависимости от общей направленности издания и от того, как представляет себе редакция ожидания аудитории. Можно придерживаться разных критериев в выборе: дать приоритет самой "свежей" (т.е. самой последней) информации; вывести на первый план какое-то особо драматичное и яркое событие; рассказать о решении администрации, властей, которое может возыметь прямые последствия на жизнь читателей. Заголовок первой полосы имеет фундаментальное значение: он должен привлечь внимание читателя и возбудить у него желание прочесть статью. Иллюстрации (фотографии, рисунки) и цвет - дополнительные элементы, усиливающие притягательность заголовка. Итак, первая полоса газеты - это ее витрина.

Закончив разработку первой полосы, редакция должна организовать верстку остальных частей газеты: материалы распределяются по темам (репортажи, поэзия, читательская почта, школьная жизнь и т.п.), каждая из которых имеет постоянное место в газете, чтобы читатель мог легко найти интересующую его рубрику. Для каждой страницы определяется иерархия: более значимые материалы размещаются наверху, а фотографии, разного рода обрамления и украшения, шрифтовые сочетания должны придать всем частям газеты гармоничную форму, приятную для глаз.

Каждая статья также имеет свою структуру: заголовок, а иногда и дополнительные подзаголовки; "шапку", дающую в несколько строк основное содержание для беглого ознакомления; "атаку", т.е. первую ударную фразу, призванную удивить, потрясти, привлечь внимание, возбудить желание продолжить чтение; вставки, назначение которых - поддерживать интерес читателя, вести его дальше; ну и, конечно, концовку - яркую заключительную часть. Очевидно, структура материала будет различна в каждом конкретном случае: отчет о деятельности совета класса не может быть написан точно так же, как и репортаж о матче по волейболу. Но общее правило одинаково во всех случаях: информация должна быть подана так, чтобы возбудить желание приобрести газету.

Также в пособие включено разработанное методическое пособие по работе с графическим редактором Adobe Photoshop и диск с материалами для практической работы для полноценной работы над созданием школьной газеты.

Успех учеников, зависит от их учителей! Для достижения поставленной цели учителям необходимо помнить, что:

Ученик – это не сосуд,  который надо наполнить,  а факел, который нужно зажечь.

К. Ушинский

 

 

 

 

 

 

свернуть

Мероприятия ресурсного центра

Педагогическая конференция "Воспитание патриотизма:интегративный подход"

30.08.2022

Ежегодная конференция педагогических работников прошла в Солигорске 30 августа

Августовская конференция - это подведение итогов прошедшего и старт новому учебному году. 

На площади перед Дворцом культуры с самого утра  начали работать интерактивные творческие площадки учреждений общего среднего и дошкольного образования. Были организованы мастер-классы и выставки декоративно-прикладного творчества, выставка архитектурных макетов "Помнить. Нельзя забыть" и  экспозиция "Замки Беларуси", площадки "Растим патриотов" и "Образовательный туризм". Была представлена работа волонтеров, молодежного парламента, кадетов. В работе площадки "Школьные медиаресурсы" приняла участие и команда нашей школы. Была представлена работа школьного журнала "Без назвы", как одной из форм гражданского и патриотического воспитания, а также подборка материалов патриотической направленности из разных номеров журнала. 

Медиасфера-2022

18.04.2022

В Гродненском государственном университете имени Янки Купалы 14 и 15 апреля состоялся IV Республиканский молодежный фестиваль-конкурс «Медиасфера-2022», который был организован при поддержке Министерства образования Республики Беларусь, Главного управления идеологической работы и по делам молодежи Гродненского областного исполнительного комитета.

Юные журналисты нашей школы - постоянные участники фестиваля. В «Медиасфере-2022» приняли участие две работы - в номинациях «Печатное СМИ» и «Электронное СМИ (ТВ)». Обе работы не только прошли в финал, но и  стали победителями фестиваля.

Диплома I степени удостоен школьный журнал «Без Назвы» в номинации «Печатные СМИ» (Ширин Евгений, Толкач Тимофей, Крукович Мария, Ермалович Валерия, Быкова Софья, Султанова Ангелина). Руководитель–Данилевич Елена Леонидовна.

Диплома II степени удостоен проект Крукович Марии «История одного объекта» в номинации «Электронное СМИ (ТВ)». Руководитель – Мороз Александра Витальевна.

Районный семинар «СМИ, PROMedia’22»

17.02.2022

15 февраля в Центре творчества состоялся обучающий семинар «СМИ, PROMedia’22» по развитию детских средств массовой информации в Солигорском районе для педагогов, курирующих деятельность школьных пресс-центров, редколлегий, радио - и телестудий.

На семинаре выступила Данилевич Е.Л., заместитель директора по ВР Старобинской СШ, с методическими рекомендациями по созданию школьной газеты/журнала. О работе журналиста на практике рассказал Гринько Даниил, представитель районной «Академии успеха», а также Морозова Т.Г., педагог допополнительного образования ЦТДиМ, познакомила педагогов со своей деятельностью по созданию школьного радио.

Надеемся, что на семинаре педагоги получили полезную информацию и смогут применить её на практике.

(Источник: официальный сайт ЦТДиМ Солигорского района).

Итоги XVII республиканского фестиваля детских средств массовой информации

«Свежий ветер»

29.12.2021

В национальном детском оздоровительном центре "Зубренок" завершилась специализированная смена для юных журналистов "Пресс-перспектива", в рамках которой состоялся финал фестиваля-конкурса школьных СМИ "Свежий ветер"

Участвовать в фестивале уже стало традицией нашей школы. На конкурс было отправлено три номера школьного журнала "Без назвы", а в финале редакцию представляли учащиеся 8 классов. На протяжении смены юные журналисты участвовали в различных мероприятиях и конкурсах, выпускали отрядную газету, совершенствовали навыки в верстке и написании статей, практиковались в фото- и видеосъемке. Словом, учились быть настоящими журналистами.

В конце смены были подведены итоги фестиваля-конкурса "Свежий ветер". Наш журнал не остался незамеченным: у нас второе место, а также дипломы в номинациях "Лучшее интервью" и "Лучшая статья"!

Поздравляем всю команду журналистов нашей школы с высоким результатом!  

    

Августовская конференция

31.08.2020

31 августа состоялась ежегодная августовская конференция педагогов Солигорского района "Образование Солигорщины: сохраняя традиции, строим будущее"

В этом году конференция прошла в новом формате: в отдельных школах и центре творчества детей и молодежи работали тематические площадки, где был представлен лучший опыт учреждений образования Солигорщины по разным направлениям. Наша школа приняла участие в двух площадках: в гимназии №1 педагоги и учащиеся поделились опытом организации исследовательской деятельности, в средней школе №5 была представлена работа школьного пресс-центра.

 

Учащиеся ГУО «Старобинская средняя школа Солигорского района» ‒ победители молодежного фестиваля-конкурса «Медиасфера-2020»

12.05.2020

Завершился II Республиканский молодежный фестиваль-конкурс «МЕДИАСФЕРА-2020», который проходил на базе Гродненского государственного университета имени Янки Купалы при поддержке Министерства образования Республики Беларусь, Министерства информации Республики Беларусь, Главного управления идеологической работы и по делам молодежи Гродненского областного исполнительного комитета.

Участниками фестиваля стали учащиеся и студенты, которые увлекаются журналистикой.  Всего на конкурс было представлено более 340 работ, из которых жюри отобрало для участия в финале 64 проекта в номинациях «Печатное СМИ», «Электронное СМИ (ТВ, радио)», «Фотопроект», «Интернет-проект», «Коммуникационный проект».   Среди них  и были определены победители.  Кроме того,  финалисты имели возможность побороться за приз зрительских симпатий, который определялся по результатам онлайн-голосования.

 По решению жюри, газета «Без назвы» стала абсолютным победителем в номинации «Печатное СМИ» в категории Юниоры!  Авторы конкурсного номера, ключевой темой которого стала тема малой родины, - учащиеся 9-10 классов Яна Данилевич, Ксения Короткая, Карина Бородко, Ульяна Ярмольчик, Рита Антонович и Евгений Ширин. Активное участие в создании газеты в этом году принимают также Ксения Санько, Ксения Грицевич, Валерия Крукович, Полина Прокопович, Юлия Жаврид. Участие в фестивалях и конкурсах – это хорошая возможность проверить свои силы и научиться   чему-то новому. Это, безусловно, новая ступенька в развитии нашей газеты и хороший опыт для каждого юного журналиста.

По мнению жюри, в конкурсе в этом году приняли участие талантливые молодые люди с большим творческим потенциалом и интересными проектами.

Ирина Александровна Герасимчик, доцент кафедры журналистики  ГрГУ им. Янки Купалы, кандидат филологических наук: «Мне посчастливилось оценивать работы участников в номинации «Печатное СМИ». В этой номинации участвовали более 60 проектов. Это молодежные журналы, школьные и факультетские корпоративные издания, специальные номера и циклы журналистских публикаций. Проектов много, они яркие и содержательные. Можно отметить стремление участников не только рассказать о школе и университете, учителях и преподавателях, родном городе и стране, но и сделать это интересно, необычно, с использованием оригинальных приемов в дизайне и стиле изложения. Особенно запомнились те работы, в которых заметен автор, его настроение, позиция, желание удивить, отразить стиль жизни современной молодежи. Пожелаю всем ребятам здоровья, творческого настроения и вдохновения изучать окружающий мир и его краски».

Итоги 15 республиканского фестиваля-конкурса средств массовой информации «Свежий ветер» подведены в НДЦ "Зубренок"

15.11.2019

Команда журналистов нашей школы приняла участие в профильной смене "Пресс-перспектива" в НДЦ "Зубренок". В ходе смены прошел финал и подведены итоги республиканского конкурса школьных средств массовой информации "Свежий ветер". Для участия в финале в "Зубренок" были приглашены 150 представителей школьных пресс-центров из разных уголков Беларуси, в число победителей вошли 8 газет и журналов, среди них и наша школьная газета "Без назвы". В этом году у нас победа в номинации "Лучший дизайн". Поздравляем всех, кто участвует в создании газеты. 

 

 

свернуть